Практикующие адвокаты передают опыт студентам Института права ВГУЭС
Октябрь текущего года потребовал от Института права ВГУЭС искать новые формы работы в условиях очередного осложнения эпидемиологической обстановки. Две группы юристов четвертого курса (БЮП-1701 и БЮП-1702) в целях исключения заболевания были временно переведены на дистанционную форму обучения. В этой связи лекция в рамках дисциплины «Основы организации и деятельности адвокатуры», которую доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Игорь Баранник проводил с привлечением практикующего адвоката Адвокатского бюро «Правовая гарантия» Игоря Полякова, носила новый формат. В аудитории фактически присутствовали студенты группы БЮП-1703, а ребята из двух других групп могли слушать и задавать вопросы в режиме удаленного доступа на платформе Google Meet.
Приглашенный адвокат поделился опытом работы в уголовном процессе не только на стадии досудебного производства (возбуждения уголовного дела, предварительного расследования), но и на стадии производства в суде первой инстанции. Старшекурсники с интересом слушали примеры, раскрывающие особенности подготовки к судебному заседанию, к предварительному слушанию, к судебному следствию, участия по делам с особым порядком судебного разбирательства, а также по уголовным делам, подсудным мировому судье.
В ходе встречи студенты Сергей Калашников, Александр Прокудин и Екатерина Василенко воспользовались возможностью задать лектору интересующие их вопросы. Дискуссию вызвал вопрос о пределах адвокатской тайны: что делать, когда доверенная адвокату информация касается сведений о готовящемся преступлении?
Отвечая на данный вопрос, Игорь Михайлович пояснил, что обеспечение закрепленного в Конституции РФ права каждого гражданина на квалифицированную юридическую помощь невозможно без сохранения конфиденциальности отношений между адвокатом и его доверителем. Понятие адвокатской тайны определено в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» как любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Вместе с тем, дискуссионным до настоящего времени остается вопрос о содержании и границах данного понятия.
Комментируя ситуацию, Игорь Баранник отметил, что нельзя не согласиться с позицией ряда известных адвокатов, допускающих разглашение адвокатской тайны, но лишь в одном случае: если доверитель сообщил адвокату о готовящемся опасном преступлении, совершение которого еще возможно предотвратить. В этом случае вступает в силу институт «крайней необходимости», который разрешает коллизию между долгом каждого адвоката исполнять свои обязанности по сохранению адвокатской тайны и моральным долгом каждого человека и гражданина по устранению опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства.
По мнению преподавателя, общение студентов с профессиональными юристами в студенческой аудитории помогает не только предметно осваивать изучаемую дисциплину, но и более осознанно выбирать будущую специализацию в профессии.