4 октября 2018 года для студентов 3-го курса специальности юриспруденция, судьей Приморского Краевого Суда Дышловым Игорем Викторовичем было проведено интересное занятие на тему: "Доказывание и доказательства в гражданском процессе".

5 октября 2018 Партнерство

Дышловой И.В. обозначил данную тему достаточно главной для любого юриста, так как задачей представителя в гражданском процессе является выявить суть проблемы, сформулировать тезис и представить именно те доказательства, которые помогут выиграть спор.

Сформулировать грамотно тезис — значит уяснить жизненную ситуацию, которую вам преподносят, определить в ней основание и предмет иска, а далее идет трудоёмкий процесс – доказывание своей правоты.

Игорь Викторович подробно разобрал главу шесть Гражданского процессуального кодекса, разъяснив что включает в себя бремя доказывания, обозначил общее правило установленное статьёй 56 ГПК, которое гласит, что каждая сторона обязывается доказать обстоятельства, на которые она ссылается. Разъяснил, что, несмотря на общее правило, - равенство сторон в судопроизводстве, существуют случаи, исключающие данное равенство. Данные исключение имеются в делах о защите чести и достоинства, о трудовых спорах, о спорах, вытекающих из причинения вреда, это не является исчерпывающем списком, но обозначены лектором в качестве примеров.

Кроме того, лектор обозначил роль судьи, который должен выделить правоотношения, являющиеся предметом спора, и указать сторонам, что конкретно в данном споре необходимо доказать. Интересно осветил вопрос относимости и допустимо сети доказательств, так как на практике на практике, в более 50 % случаях стороны заявляют ходатайство о приобщение доказательств, которые к данному конкретному спору отношение не имеют. Также разъяснил интересный вопрос об освобождении стороны от доказывания, которое регламентировано статьёй 61 ГПК, о доказательствах свидетелей и третьих лиц, участвующих в деле и о том, кого нельзя допрашивать.

Акцент Дышловой И.В. сделал на письменных доказательствах, которые являются, по его мнению, очень важным и объемным сегментом, которому посвящена статья 71 ГПК, а также лектор обозначил, что мы переживаем революцию в данном вопросе. При определение письменных доказательств к ним относятся сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо выполненные иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам совершения процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи). Но еще несколько лет назад, буквально 2-3 года, утверждает Игорь Викторович существовало такое правило, что письменные доказательства представлялись либо в подлиннике, либо в форме надлежащей заверенной копии. На сегодняшний день данное правило существенно расширено, можно даже распечатать информацию из сети Интернет и предоставить её как доказательство, но сохраняется требование заверения данной информации у нотариуса. Также новшество касается и электронной подписи, которая позволяет подать иск в суд, не выходя из дома, более подробно об этом студентам предложил ознакомится в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".

В заключение Игорь Викторович пояснил, что такие доказательства, как аудио(видео) запись, исходя из практики, не особо влияют на исход дело.

После лекции студентами были заданы интересующие их вопросы, лектор растолковал все моменты, непонятые студентам, приводя примеры из своей пятнадцатилетней судейской практики.