Приглашенный спикер: встреча студентов направления «Международные отношения» с экономическим обозревателем «Золотого Рога» Еленой Абашевой

24 апреля 2018 Партнерство

В рамках программы «Приглашенный спикер» 20 апреля 2018 года состоялась встреча студентов направления «международные отношения» с экономическим обозревателем издательской кампании «Золотой Рог» Еленой Абашевой. Темой встречи стали крупнейшие проекты развития Дальнего Востока: Дальневосточный гектар, ТОР, Свободный порт Владивосток.

- Каковы цели и перспективы развития государственных проектов на Дальнем Востоке?

- Потребность в развитии Дальнего Востока в значительной степени связана с планами выхода страны на азиатский рынок. Завоевание рынка – это всегда сложный процесс, но у нас в этом отношении есть свои преимущества: нам есть чем заинтересовать азиатских покупателей. Например, наша сельскохозяйственная продукция и продукты пищевой отрасли пользуется спросом там. В Китае они рассматриваются как экологически чистые продукты, поскольку у нас сейчас многие хозяйства используют химические препараты, те же пестициды, довольно ограничено из-за их высокой стоимости. У нас много не задействованной в производстве земли, а на той, что используется, зачастую не применяют интенсивные технологии. Поэтому земельные ресурсы у нас в значительной степени экологически чистые, как собственно и вода. Поэтому Китай, столкнувшийся с самыми серьезными экологическими проблемами и испытывающий дефицит чистой воды, заинтересован в нашей продукции. Интерес Южной Кореи связан с их политикой в отношении ГМО, которые, как известно, там запрещены. Но мировой рынок тех же сои и кукурузы – это в большей степени рынок ГМО продуктов. В России тоже существует запрет на производство ГМО, поэтому помимо географического фактора, территориальной близости Южная Корея рассматривает Россию как территорию свободную от ГМО. Но сдерживает поставки в эту страну отсутствие в Приморском крае зернового терминала. Из приморских портов эта продукция идет в Южную Корею в контейнерах, что является дорогостоящей перевозкой. Гораздо дешевле перевозить эту продукцию валом, как сыпучие продукты. Поэтому на данный момент завоз зерна в Южную Корею, например, из США обходится дешевле, чем из Приморья. Что касается Японии, то этой малоземельной, как и Южной Кореи, стране не хватает сельскохозяйственных земельных ресурсов. Собственно, с этим и связан их интерес к сотрудничеству с нами в области сельского хозяйства. Япония много лет пыталась завести контакты в Приморском крае сфере сельского хозяйства, в течение 10 лет до того, как Дальний Восток России был объявлен приоритетом развития нашей страны, японцы приезжали к нам ежегодно, вникали во все нюансы нашей ситуации и никак не могли понять, как в таких условиях, прежде всего отсутствии инфраструктуры, можно вести бизнес. Не могли они и с нашими чиновниками договориться. В этом смысле китайцы оказались более гибкими, сумели принять и подстроится под те условия, которые им были предложены с российской стороны. Южнокорейские компании так же смогли войти в сельскохозяйственную отрасль, купили здесь несколько обанкротившихся сельхозпредприятий, оздоровили их, проинвестировав немалые суммы. И много лет вполне цивилизованно работали здесь, сохраняя, кстати, в значительной степени привычный уклад российской деревни, привязанный к работающему там хозяйству. Как известно, крупные российские агрохолдинги проводят в этом отношении противоположную политику.

-Расскажите о Дальневосточном гектаре, участии в нем дальневосточников?

-Практика бесплатной раздачи дальневосточных гектаров началась с 1 июня 2016 год, параллельно с этим в течение всего этого периода шла работа по корректировке законодательства. Не прекращается она и сейчас. Закон подстраивают под решение выявившихся в ходе его реализации проблем, повышая привлекательность самого «дальневосточного гектара». Срок действия закона рассчитан до 2035 года и главной его целью было названо заселение Дальнего Востока. Первые два года реализации проекта показали, что на эту дату подано более 114 тысяч заявок, предоставлено более 38 тысяч участков земли в пользование. Подавляющее большинство заявок в регионах поступило от местных жителей– таковых свыше 90% в общей сложности (в Приморском крае порядка 92%). Среди заявок из не дальневосточных регионов страны наибольшее количество приходится на Приморский край.

-Каковы особенности проекта, проблемы его реализации, результаты на сегодняшний день?

-Стоит отметить, что подобный закон у нас реализуется впервые. Аналогов ему не было и опыта тоже не было. Поэтому проблемы возникли с первых дней и их было много. Связаны они были, с одной стороны, с несовершенством самой информационной системы, через которую и проходила вся работа по выбору участка и подаче заявления граждан, желающих получить гектар на Дальнем Востоке. С другой стороны, много проблем было порождено неточными данными, предоставленными для внесения в информационную программу Росреестром. Были проблемы, возникавшие в связи с наложением участков, с выбором их на огородах граждан или в особо охраняемых зонах, землях Минобороны и т.д. Все эти проблемы постепенно решались тем или иным образом, уточнялись данные по земле и в результате в качестве дополнительного результата мы получили более точную информацию об огромной дальневосточной территории. Даже прозвучали предложения создания новой современной карты Дальнего Востока. Еще одним явным положительным результатом этого закона очевидно станет упорядочивание земельных отношений. У нас более 10 лет тому назад земли сельхозназначения пустили в рыночный оборот и это породило массу проблем с землепользованием и определением прав собственности. В крае тогда появились латифундисты, которые не занимались непосредственно производством на земле, а просто сдавали ее в аренду, в том числе китайцам. При этом нередки были случаи, когда оформление прав собственности не было доведено до конца, что способствовало складыванию теневого рынка земли. «Дальневосточный гектар» по сути «ударил», в том числе и по этой проблеме.

Конечно, в самом начале, когда закон содержал массу уязвимостей, в муниципалитетах предлагали доработать его таким образом: государство самостоятельно бы разбило на гектары определенные участки территории, определило границы каждого участка и присвоило кадастровый номер. И для получателей гектара предложило бы на выбор готовые участки, поскольку этот вариант снял бы кучу проблем с планированием территории. Но это предложение не нашло поддержку. Ситуация стала развиваться в ином направлении.

-Какие районы наиболее популярны у дальневосточников?

-Самым востребованным у дальневосточников является Хасанский район с его морским побережьем, Шкотовский район с его побережьем и горнолыжными трассами. Первоначально был интерес к озеру Ханка, т.к. Ханкайский район был «пилотным». И, конечно, популярен близкий к Владивостоку Надеждинский район.

- Почему не взять землю в селах, где есть разработанные участки, брошенные дома, огороды?

- Об этом говорили представители муниципалитетов. Они готовы предоставить в селах с действующей инфраструктурой в бесплатное пользование брошенные участки. Но проект «Дальневосточный гектар» имеет целью заселение Дальнего Востока. И является по сути пиаровским проектом. Его авторы рассчитывают на появление новых населенных пунктов, которым обещана новая инфраструктура. Тут пока много неясного. С точки зрения экономики, возможно, здесь не стоит ждать большого эффекта. Но на сегодняшний день главным достижением закона о дальневосточном гектаре стала возможность получения бесплатного участка земли для местного населения. Неслучайно пасечники были первыми, кто воспользовался этой возможностью. У них был в прошлом негативный опыт, когда землю, где десятки лет стояла их пасека, новые хозяева земли просто отбирали. И теперь они, оформив таким образом гектар в собственность, обезопасили себя от подобных казусов в будущем.

- Что сдерживает экономический эффект Дальневосточного гектара?

- Среди видов деятельности, разрешенных законом на этих гектарах, наибольшей популярностью пользуются строительство жилья и сельхозпроизводство. Для получателей гектара определены региональными и федеральными программами виды поддержки. Правда, воспользоваться ими не так просто. Например, региональная программа развития сельского хозяйства предлагает начинающим фермерам и семейным фермам гранты. Но чтобы их получить, нужно сначала научиться работать на земле. Иначе может получится так, что деньги будут просто выброшены на ветер, что случалось раньше, до введения этого правила в практику. Поэтому грант может быть доступен для получателя гектара только через несколько лет, если, конечно, он не является профессионалом в АПК. Или другая мера поддержки – квота на заготовку древесины для строительства дома на гектаре. Эта норма Лесного кодекса номинально существует, причем для каждого жителя страны, но по факту у нас не работает. Кроме региональных предложен ряд федеральных мер поддержки. Например, законодатели обещают выдавать 1 млн. рублей на обустройство на новом месте переезжающим на Дальний Восток. Есть и другие инициативы законодателей. Тут стоит заметить между прочим, что люди, обычно едут туда, где приличное качество жизни. Но вот в этом отношении пока реальных шагов здесь практически нет. Думаю, что это главный сдерживающий фактор.

- Какие сложности вы можете отметить у Свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития в Приморском крае?

-У нас уже много заявленных резидентами проектов. Резиденты ТОР, как и Свободного порта Владивосток, будут работать на льготных условиях. Это, конечно, отразится на доходной части бюджета края. Условия для резидентов ТОР и СПВ примерно схожие, разница заключается в том, что ТОРам бюджет края должен построить довольно дорогостоящую инфраструктуру. Это порождает ситуацию, когда налогоплательщики края будут своими налогами обеспечивать создание инфраструктуры для резидентов ТОР, которой сами не имеют. При этом налоги они в отличие от резидентов заплатят в полной мере. Все это создает ситуацию, которая называется «неравные конкурентные условия» и грозит сокращением местных сельхозпроизводителей – налогоплательщиков. Эта проблема на сегодняшний день наиболее остро проявилась в отношении ТОРа «Михайловский» с его сельскохозяйственной специализацией. К нам в край приходят крупные федеральные компании, иностранные инвесторы. К ним переходят значительные ресурсы, и земельные, и средства господдержки. Наши местные сельхозпроизводители оказались в уязвимом положении. Конечно, стране сейчас нужна валюта. И ее поступление могут обеспечить резиденты ТОР, в том числе компания Русагро с ее дорогостоящим проектом, рассчитанным на китайский рынок. Но территория наша не может развиваться только крупными предприятиями. А компания Русагро за два года смогла каким-то образом купить порядка 80 тыс. гектаров пашни в крае, которая, кстати, не пустовала. Нам в этой ситуации необходимо сохранить наших сельхозпроизводителей, поскольку только они обеспечат разнообразие ассортимента продуктов питания. Тут есть в определенном смысле конфликт интересов. Краевая власть сейчас пытается не допустить разорения наших сельхозпроизводителей и смягчить ситуацию неравных конкурентных условий.

Конечно, сокращение количества малых хозяйств и формирование очень крупных сельхозпроизводителей – это мировая практика, поскольку продукцию с низкой себестоимостью, а значит дешевую, могут обеспечить только очень крупные предприятия, работающие с большими объемами поставок. Поэтому все страны, где много земли, именно так и развиваются. Малые хозяйства края сейчас окажутся перед необходимостью поиска своей ниши на рынке. И мировая практика показывает, что выживут только те, кто сможет ее найти. Но сегодня еще рано говорить о каких-то итогах территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток. Более конкретные данные, позволяющие оценивать эти инструменты развития, появятся не раньше, чем через год. Тогда и посмотрим на первые реальные результаты.

Студенты поблагодарили Елену Абашеву за визит, гостья, в свою очередь, пожелала студентам удачи и успехов.