Интеллект: история и практическая психометрия

Целью освоения модуля является формирование представлений о природе человека, и его высшей когнитивной способности - интеллекта. Психометрия играет важную роль в обучении студентов (будущих психологов, социальных работников): данные профессии предполагают работу в системе «человек-человек», позволяет сформировать компетентность в области тестирования коэффициента интеллекта человека. Данный модуль ориентирован, в первую очередь, на учащихся с психологическим образованием, поскольку предполагает, помимо базовых знаний психологии, прежде всего, практическую направленность модуля – обучение наиболее используемым и наиболее надежным инструментам психометрического тестирования, для последующего самостоятельного использования учащимися.

Задачи освоения модуля: знакомство с новыми понятиями и терминами (обогащение понятийного аппарата учащихся), формирование диагностических навыков (например, умение определить коэффициент интеллекта человека) закрепление знаний о строении высшей когнитивной способности человека, истории становления идеи интеллекта, современные концепции психометрического интеллекта, обучение психометрическому инструментарию по измерению коэффициента интеллекта.

Чтение данного курса предполагает освещение следующих разделов: история представлений об интеллекте, история психометрических теорий интеллекта, современные концепции интеллекта.

 Модуль рассчитан на 18 часов,

из которых 12 - аудиторные, и 6 - самостоятельная работа студентов.

Лектор – Шибаев Владимир Сергеевич, магистр психологии.

Интеллект и психометрия – его сфера интересов; в данный момент работает над кандидатской диссертацией по теме «Интеллект как фактор региональных достижений в РФ». Магистерская диссертация включала в себя исследования психометрического интеллекта народов Дальнего Востока России; лично измерил более 2000 учащихся по всему ДВ. Участвовал в международных зарубежных конференциях по интеллекту (ISIR Conference, London Intelligence Conference).

Название темы

(каждая ориентирована на 2 академических часа)

1.Эволюция когнитивных способностей: от появления нервных клеток до человека разумного
2.История представлений об интеллекте с древнейших времен до Нового Времени. Психометрия интеллекта. Ф. Гальтон, В. Штерн, Б. Симон, А. Бине. Понятие коэффициента интеллекта. Индивидуальная и групповая изменчивость интеллекта, детерминанты его формирования
3.Иерархическая модель Ч. Спирмена. G-фактор. Прогрессивные матрицы Дж. Рэйвена. Тест «нарисуй человека» Гудинаф и словарный тест Векслера
4.История психометрии интеллекта в Российской Империи и в СССР. Современная российская школа – структурно-динамический подход Д. В. Ушакова. УИТ (Универсальный интеллектуальный тест)
5.Теории интеллекта вне рамок психометрии: теория мультифакторного интеллекта Гарднера, теория практического интеллекта Стернберга, теория эмоционального интеллекта Майера-Саллоуэя
6.Современные теории интеллекта: «Трёхслойная модель» интеллекта Кеттэлла-Хорна- Кэролла. Модель Джонсона-Бушара – трёхфакторная «вербально-перцептуально-двигательная» модель интеллекта. Тенденции эволюции интеллекта. Эффект Флинна-Линна, его подъем и упадок. Эффект Вудли

 В ходе проведения модуля учащиеся получат как теоретические знания об истории эволюции психометрического интеллекта, так и практические навыки владения тестологическим инструментарием психометриста. Также, по желанию слушателей будут предложены методики для улучшения памяти и развития интеллекта (в индивидуальном порядке).

Каждому участнику, завершившему прослушивание модуля, выдается свидетельство об обучении.