Интеллект как фактор региональных достижений

Целью освоения модуля является формирование представлений о природе человека, и его высшей когнитивной способности - интеллекта. Психометрия играет важную роль в обучении студентов (будущих психологов, социальных работников): данные профессии предполагают работу в системе «человек-человек», позволяет сформировать компетентность в области тестирования коэффициента интеллекта человека. Данный модуль ориентирован, в первую очередь, на учащихся с экономическим образованием, а также на учащихся регионоведов, государственных управленцев и международников.

Задачи освоения модуля: знакомство с новыми понятиями и терминами (обогащение понятийного аппарата учащихся), формирование диагностических навыков (например, умение определить коэффициент интеллекта человека) закрепление знаний о строении высшей когнитивной способности человека, истории становления идеи интеллекта, современные концепции психометрического интеллекта, обучение психометрическому инструментарию по измерению коэффициента интеллекта.

Чтение данного курса предполагает освещение следующих разделов: история представлений об интеллекте, история психометрических теорий интеллекта, современные концепции интеллекта.

 Модуль рассчитан на 18 часов,

из которых 12 - составляют занятия в аудитории, и 6 - оставлены на самостоятельную работу студентов.

Лектор – Шибаев Владимир Сергеевич, магистр психологии.

Интеллект и психометрия – его сфера интересов; в данный момент работает над кандидатской диссертацией по теме «Интеллект как фактор региональных достижений в РФ». Магистерская диссертация включала в себя исследования психометрического интеллекта народов Дальнего Востока России; лично измерил более 2000 учащихся по всему ДВ. Участвовал в международных зарубежных конференциях по интеллекту (ISIR Conference, London Intelligence Conference).

Название темы

(каждая ориентирована на 2 академических часа)

1.История представлений об интеллекте с древнейших времен до Нового Времени. Психометрия интеллекта. Ф. Гальтон, В. Штерн, Б. Симон, А. Бине. Понятие коэффициента интеллекта
2.Иерархическая модель Ч. Спирмена. G-фактор. Теории интеллекта вне рамок психометрии. Индивидуальная и групповая изменчивость интеллекта, детерминанты его формирования
3.Интеллект фак фактор групповых, региональных и государственных достижений. Связь IQ с основными социологическими показателями
4.IQ и глобальное экономическое неравенство. Коэффициент интеллекта как один из основных предиктор национального благосостояния государства. IQ и личный социально-экономический успех
5.IQ как фактор и предиктор показателей неэкономического благополучия страны. Интеллект и политическое поведение, групповой фаворитизм и межэтнические конфликты
6.IQ и демография. Тенденции изменения интеллекта в наше время. Эффект Флинна-Линна, его подъем и упадок. Эффект Вудли

 В ходе проведения модуля учащиеся получат как теоретические знания об истории эволюции психометрического интеллекта, так и практические навыки владения тестологическим инструментарием психометриста. Также, по желанию слушателей будут предложены методики для улучшения памяти и развития интеллекта (в индивидуальном порядке).

Каждому участнику, завершившему прослушивание модуля, выдается свидетельство об обучении.